Как составить бизнес план

Как известно, бизнес-план является документом, где обязательно должны быть прописаны все необходимые нюансы, касающиеся будущего продукта. Например, прогноз развития, источники всевозможных инвестиций, анализ рынка, список дел, долгосрочные задачи. Это поможет бизнес сделать весьма успешным либо наоборот, даст возможность понять неудачу еще в самом начале.

Прежде всего он требуется для самого предпринимателя, чтобы просчитать до мелочей и при этом обо всем помнить. И не стоит обольщаться: даже при самом гениальном плане может пойти что-то не так. Однако, если подобного документа нет и вовсе, тогда точно все будет не так, как было задумано.

Также бизнес-план поможет, в случае привлечение средств со стороны инвесторов либо государственного гранта. Имеющиеся подробности помогут понять, существует ли реальный шанс у продукта и нужно ли его вообще поддерживать деньгами.

Как правильно составить бизнес план пошагово и что в нем указать?

1. Резюме

Это очень короткое, но одновременно емкое описание всего проекта, в котором содержится вся важная информация. Больше всего оно помогает при привлечении инвестора. Ведь часто такому человеку нет времени читать весь план целиком, следовательно, он сразу начинает просматривать резюме. И что же ему хочется узнать? Например:

  • Цель бизнеса, а также стратегия реализации;
  • Рынки сбыта и прогноз продаж;
  • Конкурентное преимущество;
  • Прогноз финансовых итогов;
  • Объем требуемых инвестиций;
  • Вероятные риски и методы компенсации;
  • Соответствующие государственные программы;
  • Наличие всех разрешительных документов.

Резюме, как правило, открывает бизнес-план, поскольку идет самым первым. Однако писать его надо после того, как были составлены все иные разделы и картина видна целиком.

2. Описание проекта либо продукта

Важно все детально проанализировать и описать. В этом случае стоит ответить на некоторые вопросы:

Чем придется заниматься?

В чем состоит цель?

Требуются ли партнеры либо сотрудники?

Нужно помещение под офис либо можно работать дома онлайн?

Что понадобиться для того, чтобы бизнес успешно развивался?

3. Отображение рынка сбыта и конкурентного преимущества

Выходить на рынок, не сделав предварительный анализ имеющихся конкурентов является глупым поступком. Они действительно имеются, уже работают, обладают сложившейся репутацией. А потому важно понимать, кто реальные соперники, какие у них имеются слабые и сильные стороны. Что они могут предложить клиентам? А в чем выиграет сам будущий предприниматель?

Также стоит обдумать существенные отличия между собой и другими. Возможно будущая продукция станет намного лучше нынешней. Следует определить, как можно всех обойти.

4. Исследование целевой аудитории и маркетинга

Чтобы привлечь к себе клиентов, надо быть постоянно в курсе их интересов и желаний. Важно внимательно продумать, каким будет потенциальный покупатель. Какому полу и возрасту понадобиться данный товар? Какая форма продукта либо услуги предпочитается больше всего? Еще стоит рассмотреть ценовую политику. Например, в случае открытия общепита рядом с учебным заведением, логичней всего, чтобы это была пирожковая, а не дорогой ресторан либо кафе.

Требуется собрать всю информацию, касающуюся нужной ниши. Выяснить, пользуются ли известностью те товары либо услуги, которые придется предлагать. Также рекомендуется заранее определить, если ли у будущего бизнеса перспектива развития (проанализировать аудиторию). Например, решено открыть пиццерию, причем доставка тоже может понадобиться, значит, данную опцию следует оставить немного на потом.

5. Производственный план

Тут речь состоит в том, чем буде заниматься будущая организация.

  • Описание производственного процесса. Например, технология пошива одежды, конечно, если именно ее и будут шить.
  • Описание сырья и поставщиков (что будет нужно и откуда придется все это брать).
  • Издержки товара либо услуги.
  • Сопутствующие траты, например, на электрическую энергию.

6. Организационный план

Здесь важно указать форму регистрации бизнеса, инициаторов, их долю в управлении, сотрудников и их мотивацию (особенно материальную. Информация, касающаяся зарплат, тут также прописывается).

7. Финансовый план

Ради данного раздела, как раз и затевается составление всего бизнес-плана. В нем обязательно представляется информация о финансах. Необходимо перечислить все расходы – единоразовые, периодические и постоянные. Причем учитывать такие планы, как производственный и организационный. Не забывая также про налоги. Вдобавок стоит спрогнозировать возможные поступления денежных средств из различных источников.

Таким образом, данный план должен быть долгосрочным – хотя бы на один год, а еще лучше на 3 либо 5 лет. Он поможет увидеть, какое количество денег действительно потребуются, когда получиться выйти на безубыточность, а также какой существует финансовый риск. К тому же можно легко сделать анализ всех финансовых показателей еще в самом начале, чтобы вовремя внести нужные коррективы.